Как создать бизнес-план: этапы и разделы

Наш мир – это сложная организационная система, которая подчиняется множеству вселенских законов. Экономика, технологии, инновации – одни из главных составляющих современного мира и все они существуют благодаря планированию. Бизнес также является очень закономерным процессом, которым можно управлять и направлять его в нужное русло.

Как известно, основная задача любого бизнеса – это получение дохода, но при ведении бизнеса, как и при любой коммерческой деятельности этого будет очень сложно достичь без отсутствия правильного планирования. Такое планирование обычно и ложиться в основу для бизнес-плана. И тут возникает вопрос, как создать бизнес-план? И чтобы он при этом был эффективным и выполнял свое предназначение. Мы рассмотрим эти и многие другие вопросы, но сначала еще несколько рекомендаций перед началом разработки бизнес-плана.

Как создать бизнес план

Для чего нужен бизнес-план?

Прежде всего, этот документ необходим при планировании и организации собственного дела, и не важно, чем вы занимаетесь — порошковой покраской или изготовлением пеноблоков. Но также он может потребоваться и для получения кредита, поиска инвесторов для реализации проекта (хороший бизнес-план – это эффективный инструмент для привлечения инвесторов, которые никогда не заинтересуются проектом без данного документа) или даже для подбора будущих сотрудников, которые захотят увидеть какие задания будут на них возложены и какие перспективы откроются. Кроме этого составление бизнес-плана поможет разобраться с собственными идеями, хорошо их проанализировать и понять, насколько разумно будет их воплощать в жизнь.

Первый весомый аргумент в пользу составления бизнес-плана – это то, что с его помощью значительно снижается риск потерпеть неудачу в бизнесе. Но, естественно, речь идет о правильно составленном бизнес-плане. Рекомендаций по составлению бизнес-плана сегодня существует довольно много, но не стоит сразу останавливать свой выбор на каких-либо из них, так как для одного случая они могут работать более эффективно, а для другого – менее. Все познается в сравнении и советы для создания бизнес-плана из разных источников также следует сравнивать и примерять, насколько хорошо они подойдут именно под этот бизнес.

Почему бизнес-план так важен? Дело в том, что он является не просто документом, описывающим все основные аспекты функционирования будущего предприятия, но и анализирует всевозможные риски и проблемы, которые могут появиться в будущем на пути, а также предлагает варианты их эффективного разрешения. Бизнес-план словно дорожная карта, на которой проложен маршрут к цели и от того, насколько правильно он будет проложен, будет зависеть то, насколько сложным и долгим будет путь к цели. Давайте разбираться, как созданием бизнес-плана проложить себе наилучший маршрут к успеху.

Создать бизнес план бесплатно

Важные этапы создания бизнес-плана

Как это не очевидно, но бизнес-план должен быть «живым» документом, в котором будут полностью отображены основные моменты жизнедеятельности проекта на ближайшие 3-5 года. Первый и важнейший шаг при организации бизнеса и его планировании – это определение целевого рынка, который будет приобретать продукцию или услуги компании. Необходимо определиться с ключевым вопросом, почему именно этот сегмент рынка представляет особый интерес. Нужно хорошо и не просто хорошо, а досконально прощупать почву потребностей и покупательской способности потенциальных потребителей, а также уделить пристальное внимание будущим конкурентам и улучшению своих преимуществ перед ними (для этого специально разрабатывается конкурентная стратегия, которая может стать важной составляющей бизнес-плана).

Создание хорошего бизнес-плана – это довольно сложный процесс, который требует определенных знаний экономической теории, четких размышлений, временных и даже иногда денежных затрат. Сегодня составить бизнес-план бесплатно можно самостоятельно либо с помощью специальных ресурсов в сети интернет, а можно обратиться в специализированные компании. Четкость и ясность бизнес-плана – это очень и очень хорошо. Даже генеральный директор The Venture Alliance, компании, которая занимается консультированием стартапов, выразил мысль по данному поводу, что если после прочтения начальных строк бизнес-плана его суть так и осталась неясна, то это плохой знак. Также он отметил, что важно уделить внимание не только четкой структурности документа, но и подробному его заполнению информацией в том, что касается конкурентных преимуществ, так как большинство бизнес-планов лишены этого.

Кроме того, что должна быть четко видна ценность проекта и то, почему люди будут платить именно за эту услугу или продукт, а не за что-то иное, должна присутствовать информация и о том, какой стартовый капитал потребуется для запуска проекта. Должны быть указаны все источники расходов и доходов с их подробным описанием. Еще один важный вопрос при старте любого бизнеса – это то, когда он начнет окупаться и приносить доход, ведь все прекрасно знают, что это происходит далеко не сразу. Соответственно бизнес-план должен иметь раздел, который будет содержать финансовые показатели (для действующего предприятия) или прогнозы. Для начинающих предприятий важную роль играют отчетные данные о движении денежных средств, где должны прослеживаться ежеквартальная кредиторская и дебиторская задолженности.

бизнес план

Приблизительный список рекомендуемых разделов для бизнес-плана

Существует множество методик по составлению бизнес-плана, но все они сходятся во многих вопросах относительно основных разделов, которые должны непременно быть в наличии. Поговорим о наиболее важных из них. Прежде всего, бизнес-план стоит начать с меморандума о конфиденциальности, который будет содержать информацию и предупреждения для лиц, работающих с документацией, об уровне должной конфиденциальности и неразглашении из бизнес-плана без согласия собственника. Далее рациональным шагом станет аннотация бизнес-плана, а затем и его резюме. Раздел, содержащий информацию о компании должен иметь следующие пункты:

  • общая информация;
  • продукты и услуги компании, их характеристика;
  • инновации данной компании.

Далее бизнес-план должен продолжиться следующими разделами: среда для бизнеса, отраслевое окружение, концепция и стратегия проекта, PEST-анализ, SWOT-анализ, анализ цепочки создания стоимости, матрица знаменитой Boston Consulting Group, оценка и анализ рынков сбыта и его размера, возможные тенденции развития рынка, определение ниши продукта и сегментация рынка, наличие и уровень конкуренции, конкурентные преимущества, внешнеэкономическая деятельность фирмы, обеспечение внешнеэкономических связей, стратегия маркетинга, ценообразование, реализация продукта, послепродажное обслуживание и гарантии. Далее определяется точка безубыточности, т.е. тот самый момент пересечения двух линий на графике, одна из которых является показателем себестоимости, а другая – показателем уровня доходности (именно в момент пересечения этих линий, что и именуется точкой безубыточности, предприятие начинает получать прибыль). Данный раздел может быть особо интересен для инвесторов.

Но это еще далеко не конец бизнес-плана, еще потребуются такие разделы: план производства, производственные мощности, производственный цикл, производственный план, правовое регулирование, организационный план, менеджмент, организационная структура, деловое расписание, руководители фирмы, инвесторы, сотрудники и система премирования, профессиональные советники и вспомогательные услуги.

В разделе о финансировании, денежных движениях и кредитах должны присутствовать: потребность в финансировании, выплаты кредитов и погашение займов (включая проценты за кредиты), отчет о прибылях и убытках (ежемесячно и до конца проекта), баланс проекта (ежемесячно и до конца проекта), доходы и участников проекта. И конечно же, должны быть просчитаны коэффициенты текущей и срочной ликвидности, чистый оборотный капитал, оборачиваемости дебиторской задолженности, запасов, рабочего капитала, основных средств, и абсолютно все показатели, которые потребуются в зависимости от специфики проекта.

Важно помнить, что одного универсального бизнес-плана для всех нет, даже несмотря на то, что все формулы для подсчетов необходимых показателей и одинаковы, ведь иначе и быть не может среди всего разнообразия современных компаний и предприятий, каждое из которых имеет свои собственные уникальные черты и специфику. Об этом также не стоит забывать и всегда учитывать всю специфику своего предприятия в бизнес-плане. Чем лучше бизнес-план, тем реальнее воплотить в жизнь любые успешные идеи, решения и начинания.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: