Как известно, индивидуальный предприниматель — это одна из самых легких и удобных форм для ведения малого бизнеса. Достаточно несложной является и регистрация ИП — пошаговая инструкция, изложенная ниже, поможет Вам в этом вопросе.
Содержание статьи:
Шаг 1. Выбираем вид деятельности
Для начала, будущему предпринимателю нужно определиться, с помощью какой деятельности он собирается получать доход. Для каждого ее вида существует определенный код. Эта информация содержится в специальном классификаторе — ОКВЭД. Но при выборе рода занятий следует учесть тот факт, он может попасть не под каждый режим налогообложения, который пожелает выбрать предприниматель. Возможно ведение деятельности по нескольким направлениям, и каждому будет соответствовать свой ОКВЭД.
Шаг 2. Выбираем наиболее выгодный режим налогообложения
На сегодняшний день существует четыре основных режима налогообложения, которые чаще всего используют ИП: основной, налог на вмененный доход (ЕНВД), «упрощенка» (УСН) и патентная система (ПСН). Нередки случаи, когда совмещают несколько режимов сразу. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Но, вернемся к системам уплаты налогов. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. В большинстве случаев, индивидуальные предприниматели предпочитают не работать на общем режиме из-за большой налоговой нагрузки. К тому же, очень часто потенциальными клиентами являются физические, а не юридические лица. Последние охотнее работают с контрагентами на ОСНО по причине того, что можно принимать НДС к вычету при осуществлении торговых отношений. По этому вопросу рекомендуем также прочитать статью про книгу учета доходов и расходов ИП.
С 2013 года произошло очень много изменений в налоговом законодательстве. Применение ЕНВД стало правом, а не обязанностью предпринимателя, независимо от вида деятельности, а патент перестал быть одной из форм взносов.
В любом случае, при выборе системы налогообложения, необходимо все тщательно просчитать и выбрать ту, которая буден наиболее выгодна. Для этого нужно просчитать возможный доход за определенный период времени и определить налоговую нагрузку для каждой системы, а потом уже выбирать оптимальный вариант.
Шаг 3. Готовим пакет документов
Для начала, нужно чтобы физическое лицо, которое хочет начать предпринимательскую деятельность, имело свой индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и его документальное подтверждение (свидетельство). Если его нет в наличии или оно утеряно, необходимо обратиться в налоговою инспекцию с соответствующим заявлением по форме №2-2-Учет.
Далее, нас интересуют именно документы необходимые для регистрации ИП. Во-первых, это форма Р21001 «Заявление о регистрации физ. лица в качестве индивидуального предпринимателя». Его обязательно нужно заверить у нотариуса, если физическое лицо не предоставляет пакет документов лично. Также в этом случае потребуется заверить и копию паспорта, которая входит в перечень предоставляемых в ИФНС бумаг.
Во-вторых, нужно уплатить государственную пошлину за регистрацию ИП. Реквизиты можно взять в налоговой инспекции или на региональном сайте ИФНС. Кстати, там же можно сформировать и распечатать готовую квитанцию.
И, в-третьих, при выборе любого режима налогообложения, кроме общего, необходимо заполнить соответствующее заявление. Для применения УСН заполняем форму №26.2-1, для ЕНВД – форму ЕНВД-2, на получение патента – форму 26.5-1.
Когда все документы собраны, их необходимо направить в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации (прописки) будущего индивидуального предпринимателя. Это можно сделать тремя способами:
1. Физическое лицо, которое регистрируется в качестве ИП, лично предоставляет документы.
2. Пакет документов направляют по почте ценным письмом с описью вложения.
3. Документы предоставляются уполномоченным лицом на основании нотариально заверенной доверенности.
Шаг 4. Получаем документы в регистрирующих органах
После подачи всех документов, по истечении 5 рабочих дней регистрирующие органы выдают следующие бумаги:
1. Свидетельство о регистрации ИП, свидетельство о постановке физического лица в качестве налогоплательщика и выписку из ЕГРИП – налоговая инспекция.
2. Уведомление о постановке на учет – в Фонде Социального Страхования и Пенсионном Фонде.
3. Уведомление о присвоении кодов – в Росстате.
Шаг 5. Организационные моменты
Как только пакет регистрационных документов окажется в руках индивидуального предпринимателя, он может изготовлять печать, которая понадобится в ходе его деятельности. Также нужно будет открыть расчетный счет в банке, чтобы сдавать туда выручку и вести операции по безналичному расчету.
В принципе, все необходимые действия на этом заканчиваются. Осталось понять — какова цена вопроса для того, чтобы все это выполнить? Стоимость регистрации ИП определяется для каждого случая отдельно. Если физическое лицо самостоятельно заполняет и предоставляет все документу в регистрирующий орган, то денежные затраты, которые он понесет, составят 800 рублей за государственную пошлину.
Если необходимо будет заверять документы у нотариуса – цена будет зависеть от прейскуранта на его услуги. В среднем от 400 до 1000 рублей.
При обращении в организацию, оказывающую услуги по регистрации ИП, помимо выше перечисленных затрат, нужно будет оплатить и ее работу. Стоимость индивидуальна для каждой фирмы. Обычно их услуги обходятся от 2000 до 5000 тысяч рублей.
В завершении — видео про то, как регистировать ИП: